вторник, 12 февраля 2008 г.

Стихи сочинять для любимых... Как?

Прежде всего, стихотворный жанр от всей другой литературы отличает рифма. Именно благодаря зарифмованности строк, стихи легко запоминаются, и их можно петь под музыку. Рифма – это что-то вроде эха, когда конец строчки удалённо отзывается концу предыдущей.

Например: «Скажите мне – почему, я доверилась ему». В данном случае рифма между словами «почему» и «чему» называется точной, так как слова отличается лишь на две буквы и имеют несколько одинаковых слогов. Достаточно проблематично всегда использовать лишь точную рифму, потому что количество слов с одинаковыми слогами ограничено и они всегда могут подходить по смыслу. На помощь приходит неточная рифма. «Нельзя находиться в клетке со львицей» - это двустишие с неточной рифмой, но, тем не менее, оно звучит и не режет ухо. Умение использовать неточную рифму – один из залогов успешного написания стиха.

Рифма может рождаться не только за счёт концовок слов. Известны способы рифмовки посредством первых слов строчек – «На улице, когда увидишь лица старых друзей». Использование такой рифмы уже предполагает серьёзный уровень мастерства стихосложения.

Следующим немаловажным фактором написания стихотворения является ритм. Различают несколько основных ритмов, самые известные из них хорей и ямб. Для того чтобы понять, чем они различаются, надо знать, что такое стихотворная стопа и что такое стихотворное ударение. Стопа может состоять из одного слова, из двух, из половины слова и даже из полутора слов – главное, что это действительно как бы шажки или следы, которые повторяются на протяжении длины одного стиха. У хорея и ямба эти шажки двусложные – состоят из двух слогов.

Вот, к примеру, возьмем две строчки известного стихотворения: «Eхал грeка чeрез рeку, Вuдит грeка в рeке рaк». Здесь четыре двусложных стопы в каждой строке. И ударение в каждой из четырех стоп падает на ее начало, на первый слог. Такой вид (метр) стиха, когда стопа состоит из двух слогов, а ударение падает на первый слог называется хореем. А по числу стоп в стихе определяют его размер. То есть стихотворение о греке и раке написано четырехстопным хореем. А может быть и пяти-, шестистопный.

В стихотворениях, написанных ямбом, стопы тоже состоят из двух слогов, но ямб отличается от хорея тем, что в этом метре стиха ударение падает на конец каждой стопы, на ее второй слог. А по числу таких стоп в строке тоже выделяют, соответственно, трехстопный, четырехстопный, пятистопный или еще столько-то-стопный ямб.

Ямб и хорей состоят из двусложных стоп, но бывают стопы и трехсложные, когда стихотворные ударения (их иначе называют «сильными местами» в стихе) отделены друг от друга двумя слогами. Если ударение падает на первый слог трехсложной стопы, такой метр стиха называют дактиль. Если ударение в трехсложной стопе падает на ее средний (второй) слог, то метр стиха – амфибрахий. Если ударение падает на последний, третий, слог трехсложной стопы, метр стиха называется анапест. Для украшения стиха часто использую эпитеты, метафоры, аллитерации и т.д.

Помните, стихотворение – это капля романтики в отношении между мужчиной и девушкой. Подарите любимому человеку четверостишье, и увидите счастье в его глазах.

По материалам Знай Как

Комментариев нет: